Айвазовский - певец морской волны

картина Айвазовского

Лишь избранных сынов своих Судьба балует так, как баловала она в течение долгой 82-летней жизни великого мариниста-Айвазовского.

Словно в сказке, началась и текла жизнь маленького мальчишки на улицах Феодосии. Для начала художественной карьеры, за неимением бумаги, шли в дело городские заборы, стены домов: ежедневно на гнев блюстителям порядка и смех прохожим, неизвестный шалун зарисовывал их фигурами и корабликами. В один прекрасный день, среди прохожих оказался градоправитель А.И. Казначеев. Рассматривая нарисованную во весь рост фигуру солдата в полной походной форме, выражение лица его менялось от грозного до изумления. Он понял, что перед ним истинное дарование и приказал разыскать автора заборной живописи. С тех пор Казначеев поддерживал мальчика во всем и помогал ему с учебой.

Иван Айвазовский портретТрудолюбие и  необычайный талант мальчика сделали свое дело. В 14 лет его рисунки через известного тогда архитектора Тончи  и князя Волконского попадают в руки императора Николая Павловича. Участь мальчика решается. Император, взявший под свое покровительство Айвазовского и не оставлявший его с тех пор, определил его в Академию Художеств на свой счет. Айвазовский тут же оставляет симферопольскую гимназию посередине учебного года и уезжает в Петербург, чтобы через несколько лет он сможет вернуться домой уже знаменитостью.

За прекрасную картину, еще ученическую «Этюд воздуха над морем», украсившую осеннюю выставку 1835 года, Айвазовский получил серебряную медаль. Поездка Айвазовского с великим князем Константином Николаевичем по Финскому заливу на все лето 1836 года, завершила его академическое образование. После этого он ступил на путь  самостоятельного ничем нестесненного творчества. Жизнь его с тех пор представляет ряд блестящих успехов, талант крепнет и развивается.

Оригинальность Айвазовского, делающая его рисунки ни по компоновке, ни по световым эффектам, непохожими ни на что до него написанное, имело особую причину. Айвазовский писал по впечатлению, только по нему и никогда с натуры. Его воображение было сильнее восприимчивости действительных впечатлений. В Крыму - он писал виды Балтийского побережья, в Петербурге - выливались впечатления шторма в Средиземном море, летом писались пейзажи зимние, в пасмурные дни - ясное, безоблачное небо с восходом солнца.

При написании  новой картины Айвазовский не имел такой необходимости  возвращаться к действительности, достаточно было увидеть и запомнить, у него была фотографическая память.

Так и работал Айвазовский, такое было свойство его кисти, характерная особенность художественного воображения. Отсюда и та изумительная быстрота, с какой появлялись его картины, одна за другой, в продолжение 60 лет.

Когда Айвазовский впервые побывал в Италии, то решил попробовать писать с натуры. Приехав в Сорренто и выбрав живописный вид, он за три недели воспроизвел все с фотографической точностью, но картина успеха не имела, публика осталась к ней равнодушна. Сделав эту пробу, Айвазовский навсегда оставил попытки писать с натуры.

Айвазовский Венеция  И.К. Айвазовский "Венеция"

Поездка Айвазовского, уже состоявшегося художника, на родину искусства, в Италию, в частности в Рим, имела исключительный небывалый успех. С ним хотели познакомиться, поговорить, заказать картину не только ученые, художники, поэты, маркизы и вельможи Великого Города, но и сам король и папа Римский. Папе Григорию XVII так понравилась его картина «Хаос», написанная под впечатлением библейского текста, что папа предложил автору любую сумму, чтобы украсить ей галерею Ватикана.  Но Айвазовский отказался от предложенных денег, а картину принес в дар Ватикану, за что получил золотую медаль. Н.В. Гоголь, живший в это время в Риме и друживший с Айвазовским, на банкете в честь нового успеха молодого художника с юмором заметил: «Вот, ты, Ванька, счастливчик! Пришел с берегов Невы в Рим и сразу попал со своим «Хаосом» в Ватикан, а мне бы по шее за такое дали, а тебе золотую медаль». Художественная плодовитость Айвазовского поистине необычайна. Одних лишь крупных картин масляными красками, написанных им в течение своей 60-летней деятельности, насчитывается более 6000!  В это число не входит бесчисленное число картин, написанных для подарков, и пейзажей на загрунтованной бумаге, зарисованных им в течение нескольких минут.

Виды моря бурного и тихого при различном освещении и погоде, происшествия на море, картины библии, мифологии, исторические сюжеты - все это в пленительных, полных движениях холстах с одинаковой любовью и тщательностью изображалось его мягкой волшебной кистью. Холсты его достигали нередко колоссальной величины, как, например, знаменитая серия из жизни Христофора Колумба, вывезенная и проданная в Америку.

Айвазовский От штиля к урагану  И.К. Айвазовский "От штиля к урагану" (размер полотна 2,12 м х 7,08 м)

Умер И.К. Айвазовский в 1900 году в родной Феодосии в возрасте 82 лет в зените славы и почестей, не выпадавших еще на долю ни одному художнику в мире при жизни.

Просмотров: 118

Понравилось? Расскажите друзьям: